Справочник-путеводитель студента
Справочник-путеводитель студента

О КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Для международного признания национальных образовательных программ, обеспечения мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней высшего и послевузовского профессионального образования трехуровневая подготовка специалистов в Республике Казахстан: "бакалавр" - "магистр" - "доктор" ведется по единой кредитной технологии обучения.

Кредитная технология обучения - образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории и учета объема знаний в виде кредитов. При кредитной системе обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, то есть в кредитах. При этом объем каждой дисциплины определяется в кредитах на основе государственных общеобязательных стандартов образования и типовых учебных планов.

Задача кредитной системы обучения состоит в развитии у студентов способностей к самоорганизации и самообразованию. Их реализация обеспечивается свободным доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио- и видеоматериалами.

 

О некоторых терминах кредитной технологии обучения

 

При переходе из системы среднего образования в систему высшего, студент  сталкивается с совершенно новыми для него понятиями и определениями, поэтому настоящий справочник содержит глоссарий (словарь), содержащий основные понятия, связанные с кредитной системой обучения:

  • академический календарь - календарь проведения учебных и контрольных мероприятий, профессиональных практик в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников);
  • академическая мобильность – это перемещение студента или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период: семестр, или учебный год в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе или для продолжения учебы в другом вузе;
  • академическая свобода - совокупность полномочий субъектов образовательного процесса, предоставляемых им для самостоятельного определения содержания образования по дисциплинам компонента по выбору, дополнительным видам обучения и организации образовательной деятельности с целью создания условий для творческого развития обучающихся, преподавателей и применения инновационных технологий и методов обучения;
  • академический рейтинг обучающегося - количественный показатель уровня овладения студентом учебной программы дисциплин, составляемый по результатам промежуточной аттестации;
  • академическая степень - степень, присуждаемая организациями образования студентам, освоившим соответствующие образовательные учебные программы, по результатам итоговой аттестации;
  • академический час – время контактной работы студента с преподавателем по расписанию на всех видах учебных занятий (аудиторная работа) или по отдельно утвержденному графику;
  • промежуточная аттестация студента - процедура, проводимая в период экзаменационной сессии с целью оценки качества освоения студентами содержания части или всего объема учебной дисциплины после завершения ее изучения;
  • контроль учебных достижений студента – проверка уровня знаний студентов различными формами контроля (текущий, рубежный и итоговый) и аттестации, определяемыми самостоятельно высшим учебным заведением;
  • текущий контроль успеваемости студента – систематическая проверка знаний студентов в соответствии с учебной программой, проводимая преподавателем на аудиторных и внеаудиторных занятиях в течение академического периода;
  • Европейская система трансферта (перевода) и накопления кредитов (ECTS) – способ присвоения зачетных единиц (кредитов) компонентам образовательных программ (дисциплинам, курсам, модулям), с помощью которых осуществляется сравнение и перезачет освоенных студентами учебных дисциплин (с кредитами и оценками) при смене образовательной траектории, учебного заведения и страны обучения;
  • Индивидуальный учебный план – учебный план, формируемый на каждый учебный год студентами самостоятельно с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин;
  • кредит (Credit, Credit-hour) - унифицированная единица измерения объема учебной работы студента/преподавателя;
  • кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования студентом последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы студента и преподавателя;
  • итоговый контроль – контроль учебных достижений студентов с целью оценки качества освоения ими программы учебной дисциплины, проводимый в период промежуточной аттестации в форме экзамена, если дисциплина изучается на протяжении нескольких академических периодов, то итоговый контроль может проводиться по части дисциплины, изученной в данном академическом периоде;
  • рубежный контроль – контроль учебных достижений студентов по завершении раздела (модуля) одной учебной дисциплины;
  • запись на учебную дисциплину (Enrollment) - процедура предварительной записи студентов на учебные дисциплины;
  • балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система оценки уровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом, и позволяющая установить рейтинг студентов;
  • офис Регистратора – академическая служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений студента и обеспечивающая организацию всех видов контроля знаний и расчет его академического рейтинга;
  • самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (далее - СРСП) – внеаудиторная работа студента под руководством преподавателя, проводимая по утвержденному графику;
  • средний балл успеваемости (Grade Point Average - GPA) - средневзвешенная оценка уровня учебных достижений студента за один учебный год по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов оценки промежуточной аттестации по дисциплинам к общему количеству кредитов за текущий период обучения);
  • рабочий учебный план - документ, разрабатываемый организациями образования самостоятельно на основе типового учебного плана специальности и индивидуальных учебных планов обучающихся;
  • пререквизиты (Prerequisite) - дисциплины, содержащие знания, умения и навыки, необходимые для освоения изучаемой дисциплины;
  • постреквизиты (Postrequisite) - дисциплины, для изучения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины;
  • программа дисциплины (Syllabus) - учебная программа, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы и продолжительность их изучения, задания самостоятельной работы, время консультаций, расписание проверок знаний студентов, требования преподавателя, критерии оценки знаний студентов и список литературы;
  • транскрипт (Transcript) - документ, содержащий перечень освоенных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении;
  • типовой учебный план - документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин профессиональной учебной программы образования, порядок их изучения и формы контроля.
  • эдвайзер (Advisor) - преподаватель, выполняющий функции академического наставника студента по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения;
  • элективные дисциплины – учебные дисциплины, входящие в компонент по выбору в рамках установленных кредитов и вводимые организациями образования, отражающие индивидуальную подготовку обучающегося, учитывающие специфику социально-экономического развития и потребности конкретного региона, сложившиеся научные школы высшего учебного заведения.

 

РЕГИСТРАЦИЯ НА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Индивидуальный учебный план (ИУП), определяющий образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно, формируется по установленной форме на каждый учебный год лично студентом с помощью эдвайзера.

При составлении ИУП студент должен:

  • ознакомиться с правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения;
  • соблюдать установленные Академическим календарем сроки регистрации на учебные дисциплины и внесения изменений в ИУП;
  • записаться не менее чем на установленное количество кредитов в учебном году для освоения образовательной программы соответствующего уровня.

В целях формирования индивидуального учебного плана студент должен пройти регистрацию. Запись студента  на изучение дисциплин организуется офисом регистратора при методической и консультативной помощи кафедр и эдвайзеров.

Основанием для доступа к регистрации на дисциплины является:

  • прохождение всех пререквизитов, требуемых для изучения той или иной дисциплины;
  • отсутствие финансовой задолженности по оплате за обучение;

Выбор дисциплин должен осуществляться с обязательным учетом логической последовательности их изучения. Студент не может быть зарегистрирован на дисциплину, если в предыдущем семестре он не освоил необходимые для ее изучения пререквизиты.

Студент несет ответственность за составление ИУП и полноту освоения курса обучения в соответствии с требованиями типового учебного плана специальности. ИУП утверждается деканом  в трех экземплярах: один – хранится в деканате и служит основой для осуществления контроля за выполнением и освоением студентом профессиональной учебной программы, второй – передается в офис регистратора для организации промежуточной аттестации, третий – вручается студенту. Студент в рамках академической мобильности имеет право на изучение отдельных дисциплин в других вузах, в том числе за рубежом.

Регистрация вновь поступивших студентов в Академию производится до начала первого семестра в период ориентационной недели. Для этой категории студентов основанием для доступа к регистрации является приказ о зачислении в число студентов Академии и оплата за семестр (если обучение осуществляется на платной основе). Для вновь поступивших в академию в течение ориентационной недели, сроки которой указываются в Академическом календаре, осуществляется общее знакомство с кредитной системой обучения, процедурой регистрации на дисциплины. В данный период проводятся встречи с представителями администрации, деканом, заведующими кафедрами и эдвайзерами. После консультации с эдвайзером вновь поступивший студент записывается на выбранные дисциплины с указанием академического периода их изучения и тем самым формирует свой индивидуальный учебный план на предстоящий учебный год. Остальные студенты регистрируются на дисциплины следующего учебного года и повторное изучение учебных дисциплин (Retake) в течение периода регистрации, указанного в Академическом календаре (апрель).

Если студент желает изменить свой перечень изучаемых дисциплин, он может это сделать только в период перерегистрации и только на дисциплины, которые включены в расписание. Изменения дисциплин осуществляется через офис регистратора и только при согласовании с эдвайзером студента. Продолжительность периода перерегистрации первая неделя семестра.

Регистрация для повторного изучения дисциплины осуществляется в установленные сроки общей регистрации, но предусматривает предварительную оплату за обучение, поскольку повторное изучение дисциплины осуществляется только на платной основе.

 

Внимание! Студент не может вносить корректировки в ИУП после завершения этого периода.

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ

 

Кредитная технология обучения четко отражает не только структуру курсов учебного плана, учебную нагрузку, но и результаты обучения. Регулярный контроль и учет академических достижений студента обеспечивает его высокую мотивацию к непрерывной учебно-поисковой и исследовательской работе, к постоянному самосовершенствованию и самообучению. Самостоятельная работа студентов при кредитной технологии обучения является составной частью всего образовательного процесса.

При задолженности по оплате за обучение студент не допускается к учебным занятиям, к промежуточному и итоговому контролям, до полного погашения задолженности. Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся включают периоды текущего, рубежного контроля, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию. Текущий контроль – это систематический контроль учебной успеваемости студентов, проводимый преподавателем. Одной из форм оценки знаний студентов в течение учебного семестра является рейтинговый (рубежный) контроль который проводится на 7 и 15 неделе ведущим дисциплину преподавателем. Организацию рубежного контроля знаний осуществляют офис регистратора и офис по академическим вопросам и воспитательной работе. Оценка выставляется по каждой дисциплине отдельно в процентном содержании по 100%-й шкале. Результаты рейтингового контроля учитываются при сдаче экзаменов по учебным дисциплинам во время экзаменационной сессии.

Рубежный контроль – это контроль учебных достижений студентов по

завершению крупного раздела одной учебной дисциплины. Данный вид контроля проводится дважды в семестр и выражается в виде баллов Рубежного контроля 1 (РК1) и Рубежного контроля 2 (РК2),

выставляемых по 100-балльной шкале. Оценка по каждому рубежному контролю складывается из текущих оценок студента, полученных им в оцениваемом периоде, и оценки за рубежный контроль. Максимальный балл за РК1 (РК2) – 100баллов.

Итоговый контроль – контроль учебных достижений студента, проводимый после завершения изучения дисциплины во время экзаменационной сессии.

Итоговая оценка студента по каждой дисциплине определяется в автоматизированной системе Platonus по формуле:

ИО= РК1+РК2/2´0,6+Э´0,4,

 

где

ИО – итоговая оценка по дисциплине;

РК1 и РК2 – соответственно баллы за рубежный контроль 1 и 2;

Э – оценка за экзамен (по 100-балльной шкале).

Итоговая оценка проставляется в транскрипт студента в буквенном и цифровом выражении.

 

Пример определения итоговой оценки по дисциплине:

Пусть некоторый студент N в течение семестра получил по дисциплине

80 баллов за Рубежный контроль 1, 76 баллов – за Рубежный контроль 2 (из 100 максимально возможных баллов по каждому рубежному контролю).

На экзамене в компьютерном классе он получил экзаменационную оценку Э=56 баллов из 100 возможных.

Тогда итоговая оценка студента N по приведенной выше формуле будет

равна:

 

ИО= 80+76/2´0,6+56´0,4=78´0,6+56´0,4=46,8+22,4=69 баллов

 

По таблице 1 итоговая оценка студента будет 2,0 (С) «удовлетворительно». Данный результат будет автоматически занесен в электронный транскрипт студента.

Таблица 1

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Оценка по традиционной системе

А

4.0

95-100

Отлично

А-

3.67

90-94

Отлично

B+

3.33

85-89

Хорошо

B

3.0

80-84

Хорошо

B-

2.67

75-79

Хорошо

С+

2.33

70-74

Хорошо

С

2.0

65-69

Удовлетворительно

С-

1.67

60-64

Удовлетворительно

D+

1.33

55-59

Удовлетворительно

D

1.0

50-54

Удовлетворительно

FX

0.5

25-49

Неудовлетворительно

F

0

0-24

Неудовлетворительно

 

Промежуточная аттестация или экзаменационная сессия

 

Промежуточная аттестация студентов проводится в форме сдачи экзаменов, защиты курсовых работ (проектов) и отчетов по профессиональной практике с обязательным выставлением оценки и определяется, как экзаменационная сессия. Порядок организации и проведения промежуточной аттестации студентов определяется в соответствии с академической политикой. Форма экзамена по каждой учебной дисциплине определяется на основании решения Ученого Совета.

Организация и проведение промежуточной аттестации (экзаменационной сессии) студентам осуществляется офисом регистратора. По результатам промежуточной аттестации офис Регистратор составляет академический рейтинг обучающихся. При подведении итогов промежуточной аттестации по учебной дисциплине учитываются оценка, полученная на экзамене, и средний балл оценок текущего контроля успеваемости в течение академического периода (оценка рейтинга допуска). Положительная оценка промежуточной аттестации служит основанием для зачета освоенных кредитов в установленном объеме по соответствующей учебной дисциплине и записывается в транскрипт студента. В случае получения оценки «неудовлетворительно» соответствующая знаку «FХ» (25-49) студент имеет возможность пересдать итоговый контроль без повторного прохождения программы учебной дисциплины/модуля. В случае получения оценки «неудовлетворительно» соответствующая знаку «F» (0-28) студент повторно записывается на данную учебную дисциплину/модуль, посещает все виды учебных занятий, выполняет все виды учебной работы согласно программе и пересдает итоговый контроль. В период промежуточной аттестации студент допускается к пересдаче экзамена по учебной дисциплине (модулю) не более двух раз. В случае получения в третий раз оценки FX или F, соответствующей эквиваленту оценки «неудовлетворительно», студент отчисляется из Академии независимо от количества полученных оценок «неудовлетворительно» и теряет возможность записываться на данную дисциплину повторно. При этом, студент по желанию переводится в другой ВУЗ и(или) на другую программу. Студент по желанию переводится на другую образовательную программу, в которой отсутствует учебная дисциплина, по которой он уже раз получал оценку «неудовлетворительно», за исключением цикла общеобразовательных дисциплин. Студенту, отчисленному из вуза, выписывается транскрипт подписанный первым руководителем вуза и скрепленный печатью. В транскрипт обязательно записываются все учебные дисциплины и (или) модули, которые изучал студент с указанием всех полученных оценок по итоговому контролю (экзамену), включая оценки FX и F, соответствующие эквиваленту «неудовлетворительно». Пересдача положительной оценки по итоговому контролю с целью ее повышения в этот же период промежуточной аттестации не разрешается.

Студент, несогласный с результатом итогового контроля, подает апелляцию не позднее следующего рабочего дня после проведения экзамена. На период экзаменационной сессии (промежуточной аттестации) приказом ректора академии создается апелляционная комиссия из числа преподавателей, квалификация которых соответствует профилю апеллируемых дисциплин. Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, на основании которого составляется экзаменационная ведомость (в произвольной форме).

 

ПЕРЕВОД С КУРСА НА КУРС(GPA)

 

По итогам экзаменационных сессий (результаты зимней, весенней и летней сессий) за курс офис Регистратор рассчитывает переводной балл, как средневзвешенную оценку уровня учебных достижений студента.

GPA студента за каждый учебный год определяется в образовательном портале как средневзвешенная оценка уровня достижений студента по формуле:

 

 

Студенты, набравшие минимальную величину переводного балла переводятся на следующий курс приказом ректора. Для перевода студента с курса на курс на 2019-2020 учебный год устанавливаются следующие средние проходные баллы (GPA):

Курс

Специальность

GPA

Бакалавриат

С 1 на 2

В067-Воздушный транспорт и технологии (МХ, АВ, АБ, ОНО,    ОВД, ЛЭ)

В095-Транспортные услуги

(ОП, ЛГ)

2,00

Со 2 на 3

Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта, Авиационная техника и технологии (МХ, АВ, АБ, ОНО)

2,2

Со 2 на 3

Летная эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, Авиационная техника и технологии (ОВД)

2,67

С 3 на 4

Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта, Авиационная техника и технологии (МХ, АВ, АБ, ОНО)

2,3

С 3 на 4

Летная эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, Авиационная техника и технологии (ОВД)

2,67

Магистратура, Докторантура

С 1 на 2

Все специальности

2,5

 

Студенту, выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему минимальную величину переводного балла, с целью повышения своего среднего балла успеваемости (GPA), предоставляется возможность в летнем семестре повторно изучить отдельные дисциплины на платной основе и повторно сдать по ним экзамены. При положительном результате повторной сдачи экзамена вновь подсчитывается итоговая оценка, которая записывается в экзаменационную ведомость и транскрипт. При расчете среднего балла успеваемости учитываются последние оценки по учебной дисциплине. В транскрипт записываются все итоговые оценки обучающегося, включая положительные результаты повторной сдачи экзаменов. Обучающийся, оставленный на повторный курс, обучается по ранее принятому индивидуальному учебному плану или вновь сформировавшему индивидуальному учебному плану. Обучающийся, набравший минимальную величину переводного балла и переведенный на следующий курс обучения, при наличии академической задолженности повторно изучает соответствующие дисциплины на платной основе и ликвидирует академические задолженности.

Внимание: Студент, не набравший минимальную величину переводного балла, остается на повторный курс обучения!

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО СЕМЕСТРА

 

Летний семестр организуется по инициативе студента для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, корректировки индивидуального учебного плана, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах. Продолжительность летнего семестра (не менее 6 недель) определяется Академическим календарем учебного процесса в разрезе специальностей и курсов.

В летнем семестре применяются все виды контроля учебных достижений: текущий, рубежный контроль успеваемости, промежуточная аттестация в форме устного, письменного экзамена или тестирования. Учебные достижения студентов в летнем семестре оцениваются по балльно-рейтинговой буквенной системе оценки знаний. Результаты экзаменов по дисциплинам учебного плана специальности, освоенным в период летнего семестра, учитываются при расчете переводного балла (GPA) за пройденный курс в текущем учебном году. Регистрацию на обучение в летнем семестре осуществляет Офис Регистратора на основании личного заявления студента.

 

Право на прохождение летнего семестра имеют следующие студенты:

  • не допущенные к промежуточной аттестации по результатам рейтинг-контроля;
  • имеющие академическую задолженность за прошлые академические периоды;
  • выполнившие программу курса в полном объеме, но не набравшие минимальный переводной балл, с целью повышения среднего балла успеваемости (GPA) за счет повторного изучения отдельных дисциплин (за исключением дисциплины «История Казахстана», по которой сдается государственный экзамен);
  • имеющие академическую разницу при восстановлении, переводе, возвращении из академического отпуска;

Важно знать!  Финансирование обучения в летнем семестре осуществляется только за счет средств студента независимо от формы обучения (платное, грант).

Регистрацию на обучение в летнем семестре осуществляет Офис Регистратора на основании личного заявления студента.

 

 

Новости

Все новости

ОБЪЯВЛЕНИЕ!

Мар 27, 2030

В целях недопущения инфекции пандемии коронавируса в Казахстане с 16.03.2020 года студенты, магистранты и докторанты Академии гражданской авиации переходят на дистанционное обучение, студенты Авиационного колледжа на онлайн-обучение.

Читать далее