Кафедра «‎Авиационная техника и технология»
Кафедра «‎Авиационная техника и технология»
Последнее обновление: Фев 14, 2020
Карипбаев Салиакын Жумадилович
Руководитель

Основной целью кафедры «Авиационная техника и технологии»  является подготовка высококвалифицированных специалистов по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, технической эксплуатации авиационного электроприборного оборудования ЛА и электротехнических комплексов аэропортов, измерительно-вычислительных комплексов в соответствии с требованиями  Европейских стандартов PART-147, PART-66.

 

Задачи кафедры:

Повышение качества образования путем соблюдения требований государственных стандартов, применения современных образовательных технологий и совершенства уровня профессионализ¬ма преподавателей кафедры. Достижение среднего балла выпускников при сдаче Государственных экзаменов по специальности и при защите магистерских диссертаций не менее «хорошо».

 

Кафедра «Авиационная техника и технологии» была создана летом 2013 года путем объединения, существовавшей в то время кафедры №50 «Эксплуатация летательных аппаратов, систем топливообеспечения и электрооборудования», которая осуществляла выпуск авиаспециалистов по трем образовательным программам специальности «Авиационная техника и технологии» – это «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», «Эксплуатация и обслуживание объектов и систем топливообеспечения аэропортов и воздушных судов гражданской авиации», а также кафедры №55 «Авионики и измерительно-вычислительных комплексов», осуществлявшей выпуск по образовательным программам специальности  «Авиационная техника и технологии» - «Техническая эксплуатация авиационного электрифицированного, пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования», «Техническая эксплуатация авиационных приборов и измерительно-вычислительных комплексов», а также «Информационные системы и технологии на предприятиях гражданской авиации».

     На кафедре «Авиационная техника и технологии» преподаются такие дисциплины как: авиационные приборы, радиоэлектронное оборудование ВС, конструкция ЛА, авиационные двигатели, человеческий фактор, авиационное законодательство и др. После окончания Академии ГА студенты в дальнейшем трудоустраиваются в авиакомпаниях, авиационных предприятиях, в вузах и научно-исследовательских институтах после окончания магистратуры и докторантуры. 

Студенты и магистранты кафедры проходят производственную, преддипломную, исследовательскую и научно-исследовательскую практики в авиакомпаниях: «Qazaq Air», «Эйр Астана», «SCAT», «Bek Air», «Евро-Азия эйр», а также на авиаремонтном заводе№405, в «Казавиаспасе» при МВД РК, в Национальном центре космических исследований, Ассоциации малой авиации Казахстана, в тренинг-центре  PART-FCL, в аэропортах г.Астаны, г. Алматы, г.Актау, г. Кызылорда, г. Актобе и т.д.   После прохождения преддипломной практики студенты в дальнейшем трудоустраиваются в региональных авиакомпаниях и аэропортах. На кафедре уделяется много внимания мобильности студентов. По данному направлению работы, в настоящее время имеются договора с Киевским Национальным авиационным университетом, с Московским Национальным университетом гражданской авиаций и другими авиационными вузами. 

В феврале 2017 года Академия Гражданской Авиации успешно прошла комиссию МОН РК по выдаче лицензии докторантуры по специальности  «Авиационная техника и технологии».

 

Образовательные программы 

На кафедре осуществляется подготовка специалистов по программе бакалавриата по направлению  подготовки 6В071 «Инженерия и инженерное дело» специальности 5В071400 «Авиационная техника и технологии»:

 

•    Техническая эксплуатация воздушных судов
Образовательная программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов в области авиационной техники и технологии, обладающих определенными знаниями и компетенциями, востребованными на рынке труда.

 

•    Цели образовательной программы «Техническая эксплуатация воздушных судов»:
1. Формирование способной к самосовершенствованию и профессиональному росту личности с разносторонними гуманитарными, техническими и естественнонаучными знаниями и интересами.
2.Формирование способности критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
3. Формирование способности к технической эксплуатации систем летательных аппаратов, двигателей и систем авионики. 
4. Формирование способности к анализу работы систем авионики, систем летательных аппаратов восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
5. Содействие формированию у выпускников готовности: приступить к стажировке на рабочем месте специалиста по технической эксплуатации систем авионики, систем летательных аппаратов в авиакомпаниях и авиаремонтных заводах; вносить предложения по улучшению качества технического обслуживания; использовать необходимую информацию для выполнения своих должностных обязанностей.
6. Формирование готовности выпускников к проведению   технико-экономического  анализа технической эксплуатации и ремонта систем авионики, систем летательных аппаратов, применение результатов на практике, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
7. Содействие формированию готовности выпускников к экономичному  и безопасному обслуживанию систем авионики и систем летательных аппаратов и двигателей. 
Механики обеспечивают поддержание летной годности и безопасности полета воздушных судов.
Студенты изучают конструкцию и эксплуатацию самолетов западного производства Boing, Airbus и других типов на базе Европейских авиационных стандартов.
Выпускники этой специальности необходимы авиационным предприятиям, занимающимся технической эксплуатацией, диагностикой и ремонта авиационной техники, а также могут работать в качестве бортинженеров воздушных судов, в силовых структурах.

По окончанию обучения вместо с дипломом с высшем образовании выдается сертификат техника - механика В1.
Авионики обеспечивают техническую эксплуатацию, ремонт электроприборного и радиоэлектронного оборудования, пилотажно-навигационного комплекса воздушного судна.

Выпускники этой специальности востребованы на авиационных предприятиях гражданской авиации и в авиационных подразделениях силовых структур.

По окончанию обучения вместе с дипломом с высшем образовании выдается сертификат техника – авионика В2. 

 

•    Область профессиональной деятельности. Студент, освоивший данную ОП востребован на рынке труда и способен выполнять трудовую деятельность в авиакомпаниях: Air Astana, FlyArystan, SCAT Airlines, Bek Air, Qazaq Air, Comlux KZ, Sunkar Air, Jet Airlines и т.д., осуществляющих основной пассажирооборот (грузооборот) в Казахстане. 

•     Направления профессиональной деятельности образовательной программы «Техническая эксплуатация воздушных судов»: эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание авиационной техники, обслуживание воздушного движения, обслуживание технических систем обеспечения авиационной безопасности, техническое обслуживание, ремонт и сборка агрегатов электро-приборного оборудования, проверка работоспособности изделий и систем авиационного оборудования и т.д.

Выпускники образовательной программы образовательной программы «Техническая эксплуатация воздушных судов» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
-    эксплуатационно-техническая;
-    производственно-управленческая;
-    экспериментально-исследовательская;
-    производственно-технологическая.

Образовательная программа ориентирована на существующие потребности работодателей авиационных специалистов для осуществления технической эксплуатации летательного аппарата.

 

•    «Обслуживание наземного радиоэлектронного оборудования аэропортов»
    Радиотехнические системы становятся все более сложными и требуют специальных навыков для эксплуатации и устранения неисправностей.
 С ростом интенсивности воздушного движения повышается значение техников и инженеров, которые специализируются на эксплуатации и ремонте радиотехнического оборудования, поэтому профессия специалиста базы ЭРТОС  будет пользоваться повышенным  спросом. 

Потребности на рынке труда. Потребности в высококвалифицированных специалистах продиктованы увеличением числа воздушных перевозок, соответственно увеличением центров управления воздушным движением и развитием авиации в целом.

Область профессиональной деятельности. Студент освоивший данную образовательную программу востребован на рынке труда и способен выполнять трудовую деятельность в сфере обеспечения управлением воздушного движения. 

Выпускники образовательной программы могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
-    эксплуатационно-техническая;
-    производственно-управленческая;
-    экспериментально-исследовательская;
-    производственно-технологическая.
Образовательная программа ориентирована на существующие потребности работодателей в базах ЭРТОС для осуществления технической эксплуатации радиотехнических средств аэропортов.    
Образовательная программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов в области радиотехнического обеспечения аэропортов, обладающих определенными знаниями и компетенциями, востребованными на рынке труда.

 

Цели образовательной программы:

1. Формирование способной к самосовершенствованию и профессиональному росту личности с разносторонними гуманитарными, техническими и естественнонаучными знаниями и интересами.
2.Формирование способности критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
3. Формирование способности к техническому обслуживанию наземного электронного оборудования аэропортов. 
4. Формирование способности к анализу работы наземного электронного оборудования аэропортов, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
5. Формирование готовности выпускников к проведению   технико-экономического  анализа технической эксплуатации и ремонта наземного электронного оборудования аэропортов, применение результатов на практике, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

Система  построения модулей позволяет выстраивать траектории обучения на освоение компетенций востребованных в аэронавигационных предприятиях, для выполнения заданных задач в полном объеме.

Модули  образовательной программы  предназначены для формирования знаний, умений и навыков необходимых для выполнения организационно - управленческой, эксплуатационной - технической деятельностей инженера в аэронавигационных предприятиях, либо в компаниях связанных с авиационной отраслью.

 

Магистратура

«7М071 – Инженерия и инженерное дело», образовательная программа
  «Авиационная техника и технологии»
Уровень подготовки: магистратура (второй цикл)
Форма обучения: очная, научно-педагогическая и профильная.

Образовательная программа  «Авиационная техника и технологии» (научно- педагогическое и профильное направление) реализуется на основе лицензии гос. №0137369, выданной Комитетом по контролю в сфере образования  и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 февраля 2010 г.

Образовательная программа «Авиационная техника и технологии» направлена на подготовку специалистов с присуждением академической степени «магистр наук» по специальности послевузовского образования  «Авиационная техника и технологии» (научно-педагогическое и профильное направление) с нормативным сроком обучения не менее 2-х лет для научно-педагогического направления и не менее 1 года для профильного направления.

Миссия образовательной программы заключается в достижении предоставления высокого качества образовательных услуг в сфере  высшего образования, лидерства в национальном пространстве по подготовке кадров по специальности послевузовского образования «Авиационная техника и технологии» (научное и педагогическое направление) посредством реализации  принципов Болонского процесса и современных стандартов качества 
Задача образовательной программы - подготовка высококвалифицированных  компетентных специалистов для транспортно-коммуникационного сектора экономики Республики Казахстан, способных быстро адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям. 

 

Цели образовательной программы:

1. Формирование способной к самосовершенствованию и профессиональному росту личности с разносторонними гуманитарными и естественнонаучными знаниями и интересами.
2. Формирование способности критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
3. Формирование способности находить компромисс между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при планировании и решении технологических задач, встречающихся в производственном процессе;  владеть культурой мышления, 
4. Формирование способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
5. Содействие формированию у выпускника готовности к решению задач, возникающих в ходе профессиональной, научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующих углубленных профессиональных знаний; выбору  необходимых методов исследования, модификации существующих и разработке новых методов, исходя из  задач конкретного исследования.
6. Формирование готовности выпускников проведению научных исследований, анализ проведенных экспериментов и наблюдений, разработке на их основе теоретических моделей, позволяющих прогнозировать изменение технического состояния объектов авиационной техники и динамику параметров эффективности ее технической эксплуатации;
7. Формирование навыков управления техническим обслуживанием воздушных судов и управления процессами технической эксплуатации летательных аппаратов в авиапредприятии;

 

Сфера профессиональной деятельности магистранта – область науки и техники,   которая включает в себя совокупность средств, способов методов человеческой деятельности, направленных на решение комплексных задач, связанных с организацией технического обслуживания и ремонта воздушных судов на авиационных предприятиях. 

Объектами профессиональной деятельности магистра являются: 
системы и процессы технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей; организации высшего и специального образования, проектно-изыскательные институты, программы, организационно-технические и технологические процессы испытаний авиационной техники; и авиакомпании.

Магистранты специальности послевузовского образования образовательной программы «Авиационная техника и технологии» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская;
- расчетно-проектная;
- научно-педагогическая.
 

Докторантура

«8D071 – Инженерия и инженерное дело»
Докторантура

«Авиационная техника и технологии»
Образовательная программа «Авиационная техника и технологии»
направлена на подготовку специалистов с присуждением степени – доктора философии (PhD) по направлению подготовки  «8D071 – Инженерия и инженерное дело» с нормативным сроком обучения не менее 3-х лет.

Миссия образовательной программы заключается в достижении предоставления высокого качества образовательных услуг в сфере  высшего образования, лидерства в национальном пространстве по подготовке кадров по направлению подготовки  «8D071 – Инженерия и инженерное дело» по образовательной программе – «Авиационная техника и технологии» посредством реализации  принципов Болонского процесса и современных стандартов качества 
Задача образовательной программы - подготовка высококвалифицированных компетентных специалистов для транспортно-коммуникационного сектора экономики Республики Казахстан, способных быстро адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям. 



Цели образовательной программы:

1. Формирование способной к самосовершенствованию и профессиональному росту личности с разносторонними гуманитарными и естественнонаучными знаниями и интересами.
2. Формирование способности критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
3. Формирование способности находить компромисс между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при планировании и решении технологических задач, встречающихся в производственном процессе;  владеть культурой мышления, 
4. Формирование способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
5. Содействие формированию у выпускника готовности к решению задач, возникающих в ходе профессиональной, научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующих углубленных профессиональных знаний; выбору  необходимых методов исследования, модификации существующих и разработке новых методов, исходя из  задач конкретного исследования.
6. Формирование готовности выпускников проведению научных исследований, анализ проведенных экспериментов и наблюдений, разработке на их основе теоретических моделей, позволяющих прогнозировать изменениетехнического состояния объектов авиационной техники и динамикупараметров эффективности ее технической эксплуатации;
7. Формирование навыков управлениятехническим обслуживанием воздушных судов и управленияпроцессами технической эксплуатациилетательных аппаратов в авиапредприятии;
Сфера профессиональной деятельности докторанта – область науки и техники,   которая включает в себя совокупность средств, способов методов человеческой деятельности, направленных на решение комплексных задач, связанных с организацией технического обслуживания и ремонта воздушных судов на авиационных предприятиях.

Объектами профессиональной деятельности докторанта являются:
системы и процессы технической эксплуатации летательных аппаратов идвигателей;организации высшего и специального образования, проектно-изыскательные институты, программы, организационно-технические и технологические процессыиспытаний авиационной техники;и авиакомпании.

Докторанты образовательной программы – «Авиационная техника и технологии» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская;
- расчетно-проектная;
- научно-педагогическая.

 

Научно-исследовательская и учебно-методическая работа кафедры

С 2012 г. под руководством к.т.н. Карипбаева С.Ж. велись научно-исследовательские работы в рамках государственного заказа по бюджетной программе 055 "Научная и/или научно-техническая деятельность", подпрограмма 101 "Грантовое финансирование научных исследований", специфика 156 «Оплата консалтинговых услуг и исследований» в пределах сумм финансирования на 2014 год:
по приоритету:  Интеллектуальный потенциал страны.

по теме: Разработка бескардановых гироскопов с шаровым ротором на электростатическом и шарикоподшипниковом подвесах.

На кафедре ведется научная работа по нескольким направлениям. Это проблемы повышения надежности и точности авиационного и радиоэлектронного бортового оборудования летательных аппаратов, проблемы связанные с разработкой алгоритмов и программ для управления воздушными судами с помощью систем с виртуальными приборами и наблюдающими устройствами,  а также с учетом условий турбулентности, изменений параметров летательных аппаратов, с учетом запаздываний, применением частотно-импульсных или цифровых систем, с реализацией тех или иных законов управления бортовым компьютерным автопилотом.

Это изобретение новых приборов: авиационных высотомеров, топливомеров, приборов для измерения магнитного склонения поля Земли, а также исследования связанные с определением влияния изменений состояния ионосферы на показания GPS и других приборов.

Научно-исследовательская работа кафедры проводится в соответствии с Планом научно-исследовательской работы кафедры.

На 2017 год были запланированы следующие инициативные темы научно-исследовательских работ: «Разработка односекционного пространственного упруго-деформируемого механизма робота специальной топологии», исполнители: Сарсенов Б.Ш., к.ф.м.н., Тоймухамбетова Ф.Б.,  магистр, Шынтаева А.М., магистр, руководитель темы Карипбаев С.Ж.; «Использование неметаллических материалов повышенной прочности для деталей воздушных судов», исполнители: Карипбаев С.Ж.,  Шынтаева А.М. магистр, руководитель темы Утепов Е.Б.; «Модернизация противообледенительного устройства самолета ATR 72», исполнители: магистр Касымова Р.М., магистр Луценко Н.С., руководитель темы Утепов Е.Б.

В 2018 году кафедра «Авиационная техника и технологии» совместно с АО «НЦКИТ» подготовили и отправили заявки на грантовое финансирование в Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК по проектам:
1.    Наименование темы проекта: «Разработка проекта единой концепции  государственной политики в области правового регулирования процессов разработки, производства беспилотных авиационных системи (БАС), подгототовки научных и педагогических кадров на базе отечественных научных и производственных   предприятий обороной и аэрокосмической промышленности».
Общая запрашиваемая сумма грантового финансирования:60 000,0 тыс. тенге, в т.ч. на 2019 г. – 20 000,0 тыс. тенге;  на 2020 г. – 20 000,0 тыс. тенге, на 2021  г. – 20 000,0  тыс. тенге.
Результаты объектов ГНТЭ итоговый балл - 27.67

2.    Наименование темы проекта:  «Проектирование и разработка основ технологии производства беспилотного аэрокосмического аппарата   с   размещением на верхней и нижней сторонах крыла солнечных   фотоэлементов, создание    методики   расчета   системы его питания двигателей»

Общая запрашиваемая сумма грантового финансирования: 225 000,0 тыс. тенге, в т.ч. на 2018 г. – 75 000,0 тыс. тенге;  на 2019 г. – 75 000,0 тыс. тенге, на 2020  г. – 75 000,0  тыс. тенге.

Результаты объектов ГНТЭ итоговый балл – 19.28. Обе заявки на грантовое финансирование были отклонены по результатам ННС.

В 2019 – 2020 учебном году в Академии гражданской авиации был проведен конкурс на научно-исследовательскую работу по направлению: Инженерия и технологии, авиационно-космическая инженерия.

По итогам конкурса кафедра «Авиационная техника и технологии» выиграла 2 внутренних проекта по темам:
1.    Разработка учебно-методических пособий по модульным дисциплинам с использованием инновационных технологий и интерактивных методов.
2. Рекомендации по разработке стандартов и нормативной документации по использованию беспилотных авиационных систем в РК на основе международного опыта.

Профессорско-преподавательский коллектив кафедры ежегодно публикует свои научные труды в различных изданиях и в среднем это около 40 ÷ 50 статей и патентов в год.

Учитывая переход отрасли гражданской авиации на современные стандарты, в 2007 году 13 сотрудников кафедры прошли переподготовку на Европейские авиационные требования JAR-145 и JAR-66. Всем слушателям выданы соответствующие сертификаты JAА. В 2007г 3 преподавателей кафедры прошли переучивание в Испании в течении 6 месяцев. Они освоили ряд спец. дисциплин на английском языке и получили соответствующие сертификаты. Начиная с 2008г. на кафедре для специалистов механиков, электриков и пилотов предусмотрено проведение занятий по профилирующим дисциплинам на английском языке. Это дисциплины Electrics 1,2,3, Instruments 1,2, Radio Navigation, Communications и Technical maintenance. Для специальности механиков и электромехаников такими дисциплинами являются Systems, Power Plants, Electrics 1, 2,3, и Technical maintenance. Ука¬занные дисциплины студенты изучают с учетом Европейских авиационных требований EASA (JAR). 

 

О работе и перспективах развития лабораторной базы Академии ГА

 

 Оборудование, используемое в учебном процессе по модульным дисциплинам Part - 66:

1. Лабораторная установка «Определения коэффициентов трения»


2. Лабораторный стенд ЛС-ДБР «Динамическая балансировка роторов»

 

Универсальная компьютеризированная испытательная машина РЭМ-100М для испытания материалов в соответствии с модулем 6 PART – 66
 – круглых образцов на растяжение,
 – плоских образцов на растяжение,
 – образцов на сжатие,
 – образцов на изгиб.

 

Копер маятниковый JB-300B для испытания материалов на ударную нагрузку в соответствии с модулем 6 PART – 66.

 

Твердомер ИТБРВ-137.5 для определения твердости материалов в соответствии с модулем 6 PART – 66 по методу 
– Бринелля,
– Роквелла,
– Виккерса.

 


Лабораторная установка ЭЛБ-161.009.01 «Устойчивость продольно сжатого стержня».

 

Лабораторная установка ЭЛБ-161.008.01 «Определение резонанса валов»

 

Двигатель газотурбинный турбореактивный двухконтурный НК-8-2У для лекционных и практических занятий по газотурбинным двигателям. 

 

 Профессорско-преподавательский состав кафедры

 На кафедре «Авиационная техника и технологии» работают специалисты с большим стажем работы в гражданской авиации, высококвалифицированные преподаватели, выпускники авиационных ВУЗов такие как: д.т.н., профессор Алдамжаров К.Б.,; доктор PhD Карипбаев С.Ж., к.т.н., профессор Костюченко В.М., к.т.н., профессор Бимагамбетов М.А., к.х.н., д.т.н., профессор Омаров Т.И., д.т.н., профессор Садыкбек Т.А., ассоц.профессор Молдабеков А.К., к.ф.м.н., ассоц.профессор Сарсенов Б.Ш., к.ф.-м.н. Литвинов Ю.Г., старшие преподаватели: Дворянчиков А.П., Алексеев Н.Ю.,  Душкин А.В., Мухамеджанов Е.А., Азелханов А.К., Луценко Н.С., Касымова Р.М., Тоймухамбетова Ф.Б., Жиганбаев М.Ю.,  Шынтаева А.М., Тойлбай Ө.,  Керибаева Т.Б., преподаватели: Жандильдинова К.М., Зуев Д.В., Шәбден Б.А., Исламова М.Ш., Каипбек Г.М. Преподаватель кафедры Каипбек Г.М. является выпускницей  зарубежной магистратуры (Великобритания) по программе «Болашак».
 


К данной кафедре относятся следующие специальности:

Номер Шифр Наименование Аккредитационное агентство
1 6В07105 Обслуживание наземного радиоэлектронного оборудования аэропортов НААР

Новости

Все новости

Команда AGA SKY вышла в финал республиканского фестиваля КВН

Фев 14, 2020

7 февраля т.г. в г.Нур-Султан, в Медиа-центре состоялсяреспубликанский фестиваль«Сезон-2020», популярной молодежной игры КВН.

Читать далее

В гостях у «Тамос Эдьюкейшн»

Фев 12, 2020

6 февраля т.г. по приглашению известной школы «Тамос Эдьюкейшн Лингвистическая Школа» (ТЭЛШ), представители Академии гражданской авиации провели профориентационную работу среди родителей старшеклассников.

Читать далее